Красота по-алтайски. Часть 1

Наконец дошли руки перенести сюда отчет о походе по Горному Алтаю трехгодичной давности. Возможно, кому-то пригодится идея нашего маршрута. Правда, что-то мне подсказывает, что едва ли кто-то захочет повторить наш путь в деталях… Однако обо всем по порядку.

Нет, все-таки сначала пара фото для затравки!

Алтай. Озеро Зеленое

К перевалу Йолдо

Долина озера Дорошколь

В подобный поход лучше идти группой человек в  десять. Нам удалось сколотить команду лишь из пятерых отчаянных.  Что усложнило задачу: общий вес, включая  палатки, котелок, топор, веревки и т.д. пришлось делить всего на пятерых.

В экипировку, помимо стандартного набора, в этот раз вошли: страховочная веревка, крепежные карабины, страховочные обвязки, каски, альпинистские кошки, трекинговые палки.  Забегая вперед, скажу, что каски и кошки волокли зря.

Систему питания усовершенствовали за счет сублимированных продуктов и сухарей. Сухари из ржаного хлеба сушили сами и паковали в картонные коробки и стрейч-пленку, а сублиматы (мясо, овощи, ягоды, супы) заказывали в Москве («Гала-Гала»).

Физподготовку и знание основ техники безопасности в пешем походе подтянули. И всем рекомендуем ознакомиться, вот, например, с работой В.Г. Варламова «Основы безопасности в пешем походе».  Как будет видно дальше, горы — дело нешуточное.

Маршрут проложили:

Нитка маршрута:  п. Тюнгур  – вверх по р. Кураган – к перевалам Йолдо (кат. 1А) и Йолдо-Айры Западный (кат. 1А) –  долина  оз. Дорошколь  – вниз по р. Йолдо-Айры – переправа через р. Кони-Айры – далее вниз по Йолдо-Айры – озеро Кучерлинское – вниз по р. Кучерла – п. Тюнгур. Итого с радиалками 126 км. Время похода: август 2010. Длительность: 2 недели.

GPS-трек

Карта

Алтай — где это вообще?

День 1. Заброска.

В Барнаул прилетели на самолете, оттуда организовали заброску в стартовую точку маршрута (поселок Тюнгур) на микроавтобусе.  Путь до Тюнгура занял порядка 11-12 часов, часть пути проходит в тряске по пыльным грунтовкам республики Алтай.

В дороге потребовалось сделать 4 остановки:

1. В г. Бийск – встретились с менеджером водителей, оплатили обратный трансфер, забрали приобретенный для нас газ (в самолет с газом не пустят, а искать газ в Барнауле не было времени);
  2. В г. Горно-Алтайск – зарегистрировали группу  и маршрут в местном отделении МЧС;
  3. На границе с республикой Алтай – показать пропуска, заказанные заранее. Несмотря на то, что это субъект РФ, въезд сюда предполагает прохождение границы, с настоящими пограничниками, шлагбаумом и досмотром авто.
  4. В п. Усть-Кокса – оплатили пребывание на территории Катунского национального парка, где мы собирались провести целых три дня и три ночи. Без квитанции об оплате егерям лучше не попадаться.

Наконец,  п. Тюнгур. Над рекой Катунь  тут натянут подвесной мост, по которому запросто катаются микроавтобусы, хотя со стороны на него даже взглянуть страшно:

Мост над Катунью

Автомобильный мост над Катунью

Приятно поужинали в местном шалмане:

Тюнгур, кафе

В Тюнгуре 4 турбазы, на территории которых можно вставать лагерем: «Высотник», «Белый Кречет», «Уч-Сумер» и  «Зеленый дом». Мы прибыли как раз в последнюю.

Здесь мы разделили свои вещи на те, что берем с собой сразу, и те, что нам забросят конной заброской в условленную точку маршрута. В забросочную часть пошло горное снаряжение (каски, кошки) и продукты на вторую часть похода. С заброской мы должны были встретиться в полдень на поляне  (т.н. «Теплой Полянке») у слияния рек Йолдо и Йолдо-Западный на пятый день пути. В отсутствие мобильной связи важны конкретные договоренности и ориентиры.

Ночевать в Зеленом доме в планы не входило. План-максимум был  — выйти сегодня на маршрут. То есть добраться до реки Кураган и переправиться через нее. По другому берегу — мы это знали — шла хорошая туристическая тропа. В описаниях, которыми мы руководствовались, было четко сказано: переправиться через Кураган. Есть, мол, брод. Примерно с этого момента все пошло не по плану…

О заброске на маршрут мы также договаривались заранее, через Зеленый дом. Приехавший за нами водитель из местных погрузил нас в пыхтящую буханку, обитую изнутри под леопарда. И сразу осадил полет нашей фантазии: заброска через Кураган — это что-то из области фантастики. Он забросит нас так далеко, насколько позволит поздний час и лесная дорога. То есть  выходите прямо здесь не так далеко, как мы рассчитывали.

Примерно с час водитель вытрясал из нас душу по лесным ухабам. Конец нашему трофи положило дерево поперек дороги. Рассчитались с водителем под накрапывающим дождем да и пошли — туда, где угадывался шум реки.

Под ногами обнаружилось нечто вроде тропинки. Правда, сомнительно человечьей — скорее, лошадиной. Лошадь ведь может похвастаться на удивление большей проходимостью, чем гомо сапиенс. Тропа меж тем повлекла нас за собой круто в горку.

Лезли вверх строго друг за другом, еще не проникнувшись хорошей туристической привычкой двигаться траверсом и держать дистанцию. Привычка предупреждать идущего сзади — «Ветка!» — тоже еще не вошла в обиход. Меж тем некоторые из нас уже от души получили крапивой по морде.

К берегу  спустились затемно. Подходящего места под лагерь не было —  лес с подлеском из мелкого кустарника и высокая мокрая трава. Поляну под лагерь пришлось отвоевывать у буйной растительности. Первый вечер выдался скомканным. Обрадоваться: «Мы на Алтае, ребята!» — мы не успели…

День 2. Призрачный брод

Утро забрезжило серое, холодное и мокрое. Поднялись в 6:30 утра — задолго до того, как солнце осветило наш берег. Разлеживаться некогда: через четыре дня ровно в полдень нас будут ждать на Теплой Полянке, а мы еще даже не вышли на намеченный маршрут.

В путь выдвинулись в хорошем настроении, с четкой целью на день: найти брод через Кураган. В его существовании мы не сомневались. А усомниться, вообще-то, было можно. Глядя хотя бы вот на это:

Кураган

Но форсировать реку было ой как надо. Ведь тропа — туристическая тропа, по которой пролегал маршрут — шла как раз по тому, левому берегу. На этом же берегу тропы НЕ БЫЛО. И это было ОЩУТИМО.

Вчерашнюю лошадиную тропку мы довольно быстро потеряли. И дальше уже продирались через траву и кустарник, ориентируясь на направление и стараясь не уходить далеко от реки.

Воздух напитан густым ароматом садовой смородины. Отовсюду льется и капает — прямо как в тропическом лесу. Где-то под ногами то и дело булькают невидимые глазу ручьи. Впрочем, некоторые из них  вполне зримо преграждают нам путь:

Объектив постоянно запотевает, да в общем-то и мир перед глазами подернут влажной дымкой.

Идем вдоль русла Курагана, вверх по течению, выглядывая возможный брод. Берег усыпан камнями и местами устлан сухим тростником, который иногда хитро маскирует глубокие пустоты между камнями.

Местами, где река кажется не слишком глубокой, пытаемся перейти ее вброд. Но даже вот в таких местах переходить реку мы еще не привычные: талая вода только-с-ледника, скользкое каменистое дно, бурное течение — ко всему мы сегодня только начинаем привыкать.

Естественно, бродятся такие речки только в обуви, только приставными шагами, боком к берегу и лицом к течению, только с палкой для опоры перед собой.

Как правило, за тихим и относительно мелким рукавом оказывается глубокий и бурный, вброд-непереходимый.

Кураган

Сидим на каменистых отмелях, прикидывая по нашим записям и распечаткам чужих отчетов, где же тут был брод?..

До обеда ломим по бурелому. Без тропы идти через лес непросто. Ловкость городских жителей, пока еще не адаптировавшихся к джунглям, оставляет желать лучшего. Поэтому все уже заработали приличное количество шишек и ссадин.

Иногда встречаем подобия троп, но не вдоль берега, а из зарослей — к воде. Все логично: лесному зверью надо пить. Свежие звериные следы настораживают. Хочется как можно скорее на другой, очеловеченный берег!

Обед, порядком подуставшая группа:

Дальше о танцах с бубнами или о том, как не надо пытаться форсировать алтайские реки.

В какой-то момент мы вышли к широкому разливу Курагана, в аж целых четыре рукава.  Три из них преодолеваются достаточно легко. Четвертый на первый взгляд тоже не кажется нам страшным и только у противоположного берега выглядит глубоким.

Первую попытку преодолеть его предпринимает Антон. Он в страховочной обвязке и на веревке, Юра и Коля страхуют на берегу. Где-то в середине пути Антона сбивает с ног мощным потоком воды и уносит за изгиб острова. Даже ойкнуть не успел успел много чего сказать и подумать, но мы уже ничего не слышали. Хорошо, что был привязан.

Вторая попытка также неуспешна. Кажется, сопротивляться потоку невозможно. Коля  решает опробовать другую тактику: плыть издалека, по диагонали, с поправкой на направление течения — на повороте должно вынести к другому берегу.

И с попытки номер N (не с первой и даже не со второй..), основанной на почти научном расчете траектории движения с поправкой на силу потока, Коля на том берегу. Но как остальным повторить этот фокус?

Коля и Юра натягивают поперек потока веревку. Возможно, нам удастся перебраться на другой берег, используя карабины?.. Простой эксперимент показывает, что нет: чтобы продвигаться с помощью карабина, нужно а) сопротивляться течению, с силой тянущему назад, и б) сильными рывками продергивать карабин вдоль веревки, поперек течения. Этот трюк, возможно, удался бы мальчикам, вряд ли девочкам и точно нет — нашим рюкзакам.

Способ переправы должен быть на 100% надежным и безопасным, в походе нет места лихачеству (номера с переплыванием Курагана на веревке были на грани). Дальнейшее развитие событий покажет, что последствия лихачества могут быть самими непоправимыми.

Потратив пару часов на решение задачки (практически про волка, козу и капусту), мы сдаемся и остаемся заночевать на острове. Нехитрое развлечение на вечер — перекидывание камней. Очищаем места под палатки от валунов и крупных булыжников.

День 3. План Бэ

Просыпаемся довольно поздно: проспали! Открываем глаза не по звонку будильника, а потому, что солнце палит несообразно  нашему представлению о времени. Крик «Подъем!», спешные сборы. Впопыхах палатку сдуло в поток, еле догнали. Минус сухие сменные кроссовки…

Сегодня нам предстоит выучить на практике еще один горный урок (который в теории вообще-то все знали, но…): уровень воды в реках сильно зависит от времени суток. А именно — от активности таяния ледников под солнечными лучами. В общем, воды вокруг заметно прибыло. И если сюда мы прискакали на раз-два, то обратно выбираемся уже не так запросто, временами по пояс в воде. На маршрут выходим сразу в мокрых ботах и брюках.

По мере нашего продвижения вперед, Кураган становится все более бурным.

Как понятно, мысли форсировать речку нас уже не посещают. Переходим к плану Б: выше по течению Курагана должен быть мост на другой берег. И мост этот находится у слияния с какой-то другой рекой, впадающей в Кураган со стороны противоположного берега — то ли Осиновкой, то ли Казинихой. Этого мы не помним наверняка, а на картах эта информация отсутствует. Так что целью становится первая из двух речек — Осиновка.

На очередном спуске нас настигает внезапная гроза с резко усилившимся ветром. Пережидаем под деревьями. Принято решение не делать сегодня привала на обед, а идти одним рывком. По-братски пилим на пять частей кусок копченой колбасы. Вдобавок каждый получает по сухарю и сколько угодно алтайской воды, во фляжке и сверху на голову.

Шуруя дальше вдоль берега, встречаем одно зимовье.

И одну удобную стоянку, которая — вот черт! — нам прямо сейчас не нужна.

И снова карабкаемся траверсом по крутому склону.

Кураган

Напряжение возрастает. Мы взбираемся на сыпучие кручи, тратим силы на набор высоты, а GPS неизменно напоминает нам, что в горизонтальной плоскости мы практически топчемся на месте. Осыпных круч на фото нет, так как для подъема в наиболее интересных местах были задействованы все четыре конечности фотографа.  Да и просто, в особо напряженные моменты, как обычно, оказывается не до съемки.

Однако, имеется выдержка из Юриных записей, сделанная на коротком привале и прекрасно характеризующая состояние группы и положение дел: «Устал так, что падаю часто. Вышли на склон около 45 градусов крутизной, с кустарником. Идем вверх. Тяжело и страшно за группу. На тропе, там где она есть — следы невиданных зверей…»

Все действительно устали так, что начали ошибаться, оступаться и падать достаточно часто, что как минимум неприятно на склоне такой крутизны. Короткий привал. Группа недоумевает, глядя вокруг. На кой черт мы сюда забрались?..

С этой хребтины нас ждет долгий спуск по некому подобию тропы, через смородиновые заросли. К воде выходим уже почти в сумерках. И неожиданно упираемся в громко ревущий приток Курагана — речку Адъяк. Становится понятно: всё, пришли. Как преодолевать, придумаем завтра. Кстати, нет никаких гарантий, что эта речка вообще проходима для людей.

А пока ставим лагерь в совершенно неподходящем единственно возможном для этого месте. На условной полянке 3х3 метра, с ненавязчивым уклоном, едва достаточной для двух палаток и костра. Сверху капает мокрое. Благо, над полянкой раскинулось мощное дерево, под которым капает существенно меньше.

Становится промозгло и зябко. Адъяк громко заявляет о своем присутствии. На ужин гречка и много чеснока! Ужинаем и отогреваемся тесным кружком вокруг костра, а после засыпаем и тихо скатываемся в спальниках под уклон.

День 4. Мост есть, его не может не быть

Это утро я теперь вспоминаю, когда мне, бывает, не хочется вставать на работу.

Представьте себе: 6:30 утра. Звонок будильника. По лагерю объявлена команда «Подъем!». А вы лежите в теплом спальнике. На вас две флиски, теплые штаны, носки, вязаная шапка. И больше всего хочется: сохранить тепло и поспать. А надо: бодро покинуть теплый спальник, залезть в мокрые ходовые шмотки, засунуть ноги в ледяные мокрые ботинки, и дыша паром, выскочить из палатки. И не стоять на холоде парализованным истуканом, а быстро поглощать овсянку, собирать лагерь, паковать рюкзак. Нет уж, я лучше на работу!

Впрочем, действительно, надо идти:  встреча на Теплой Полянке уже послезавтра, а нас все еще черте-где носит…

Этим утром лагерь собираем втроем: Коля, Маша и я. Собрав лагерь, в безнадежной попытке согреться, водим хоровод вокруг дерева и хаотично машем руками и ногами. Похоже на первобытные пляски. Возможно, древние люди плясали вовсе не из эстетических соображений?..

Антон и Юра налаживают веревочные перила (1 шт.) через Адъяк выше по течению. Там удалось найти поваленное через поток бревно.

Бревно довольно уверенное, а с перилами — вообще роскошь. Но в такие моменты как-то не особенно  веришь себе: а вдруг я поскользнусь? Скорость потока, несущегося под бревном, не оставляет шансов на хороший исход такой истории.

Переправа через Адъяк

Адъяк

Адъяк преодолен, и мы топаем дальше, по зарослям. Наконец, Юра торжественно указывает нам на распадок меж двух гор, где по нашим расчетам должна течь Осиновка:

Момент истины: место слияния рек Кураган и Осиновка. Моста нет. Вместо него нас встречает замечательное ущелье. Проход вдоль которого вряд ли возможен (если ты не Cпайдермен).

Приходится забирать круто вверх и обходить природный шедевр верхами. Верхи ведут нас сначала веселеньким сосновым лесом, потом по каменным осыпям, по буйно заросшим лугам и снова по развалам гигантских камней.

Один такой каменноосыпной склон дает в полной мере почувствовать себя лиллипутом на площадке, где резвились гиганты.

И вот наконец на спуске за очередным хребтом по мы отчетливо видим тропу. Лошадиный след. А вскоре и лошадей в загоне. Лошади — они ведь друзья человека. Стало быть, рядом люди. Стало быть есть он, мост! И егери, и кордон!

Три дня мыканий по бурелому без тропы забыты. Теперь мы заживем иначе! Мы выйдем на маршрут и пойдем по нему, весело насвистывая! В крайне радостном расположении духа мы обедаем на широкой поляне у самой реки. Река тут делает поворот, и мост, видно, как раз за поворотом.

И действительно, скоро мы вступаем на него. Пройти мимо невозможно. Как не постоять и не посмотреть сверху на Кураган торжествующим взглядом! Правда, хитрая речка переобувается на ходу, и как раз с этого места перестает зваться Кураганом, а именует себя… Йолдо.

За мостом на пригорке в сосновом бору стоит егерский домик. И табличка, возвещающая: «Кордон Казиниха».

Кордон — это часть того самого Катунского заповедника, пропуск в который мы выписывали в Усть-Коксе. Правда, мы рассчитывали оказаться на его территории гораздо раньше.

Кордон расположен в аккурат при слиянии речки Казиниха и Курагана. Казиниха вливается в Кураган справа (по ходу нашего движения вверх). Место слияния слывет довольно опасным: до появления моста здесь на переправе случалось, гибли люди. Но сейчас здесь крайне благостно. Берег облагорожен скамеечками и видовыми площадками. Егерский домик снабжен собственной солнечной батареей и спутниковой антенной. Прямо хоть оставайся и живи.

Здесь нас встретили два егеря. Сдержанно удивились нашему появлению с неожиданной стороны. Обычно организованные человеческие группы приходят на кордон по человеческой же тропе.

Следуя порядку, егери проверили наши пропуска в заповедник (только для того они нам и сгодились!) и за сходную цену в 300 рублей с человека растопили нам баню, а также показали, где поставить палатки и снабдили дровами для вечернего костра.

Баня! Не буду рассказывать, какое это было счастье — греться и одновременно мыться!

Да и вообще, это был чудесный вечер. Ярко светили звезды. Весело коптил наш костер. Шумел Кураган. Юра и Коля попеременно играли на варгане. И самое незабываемое впечатление вечера — под аккомпанемент варгана Коля исполнил нам «Бухгалтера Иванова»

Оказывается, за эти дни мы прошли всего 30 км. Но если вспомнить, что не прошли, а пролезли по горам без тропы, то и дело покушаясь на переправу Курагана — не так уж мало. А впереди, уже совсем близко, нас ждут горные перевалы и снежные вершины!..  И приключения, о которых мы, разморенные кордонной благодатью, еще даже не подозреваем…